www.newsline.com.ua
23/11/2015 11:52

55 лет назад в Украине начали выпускать собственные автомобили. Фото

55 лет назад, 22 ноября 1960 года, запорожский завод "Коммунар" (бывший комбайновый) выпустил первую промышленную партию автомобилей "Запорожец" — ЗАЗ-965. С этой даты начался не только украинский автопром и история бренда "Запорожец" (ЗАЗ), но и целая эпоха в автостроении. Как это было? - выяснял корреспондент AUTO-Consulting. Стране нужны были недорогие малолитражки, но после долгих и неуспешных попыток разработать собственный автомобиль в НАМИ, было принято решение скопировать одну из лучших на то время моделей мирового автопрома - FIAT-600. И хотя вся Европа тогда предпочитала более компактную 500-ю модель, которая стала бестселлером, для условий СССР лучше подходил более крупный 600-й FIAT. Кстати, эта цифра затем сиграет злую шутку с ЗАЗом, ведь в 90-х годах он становится объектом насмешек в анекдотах, где ему противостоит именно 600-й, но уже Mercedes-Benz. Но создание ЗАЗ-965 даже в виде копии было не простым решением. Еще до появления ЗАЗа, все эксперименты конструкторов упирались в ограничение классической компановки, когда двигатель у авто расположен спереди, а ведущий мост - задний. Все попытки выпуска автомобилей «классической» компоновки в «особо малом» классе неизбежно заканчивались появлением на свет высоких, тяжёлых, маловместительных и довольно неуклюжих внешне конструкций. Избавиться от этих недостатков можно было, сблокировав двигатель и трансмиссию в единый агрегат и разместив его непосредственно у ведущих колёс — передних либо задних. Но к переднему приводу в СССР еще были не готовы морально и технологически. Хотя спустя 7 лет после выпуска ЗАЗ-965 именно на украинском автомобиле впервые в СССР появится передний привод, о чем AUTO-Consulting уже рассказывал. Как создавали внедорожник ЛуАЗ. Исторические фото ЗАЗ-965 - это не совсем FIAT-600 Между тем, советские конструкторы подошли к конструкции итальянского прототипа вполне творчески. Сохранены были лишь общая компоновка автомобиля и конструкция силовой структуры кузова, а также — характер технологического членения кузовных панелей. При этом форма кузова была существенно видоизменена — из двухобъёмного фастбэка с выштамповками на боковине, имитирующими отдельные крылья, он стал трёхобъёмным двухдверным седаном с плоской боковиной, чётко выделенным объёмом багажника и большим задним стеклом, унифицированным с лобовым (см. также внешнее сравнение автомобилей). Двери остались навешенными на задние петли, что обеспечивало более удобную посадку в салон, но снижало безопасность — зато стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными (впоследствии такие же были введены и на самом «Фиате»), появились «форточки». В ходовой части автомобиля вместо «фиатовской» передней подвески на поперечной рессоре, оказавшейся неприемлемо короткоходной для отечественных дорожных условий, была применена более совершенная подвеска на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами в качестве упругих элементов (так называемая «система Порше», выполненная по типу устанавливавшейся на одноимённых спорткарах и «Фольксвагене-Жуке»), что позволило вынести балку подвески вперёд, изменив компоновку автомобиля в пользу увеличения полезного пространства салона. Также была предусмотрена установка рассчитанных на дороги худшего качества увеличенных 13-дюймовые колёс, что потребовало увеличить колёсные ниши и внести изменения в компоновку автомобиля. В результате принятых мер типичная европейская чисто «городская» микролитражка превратилась в автомобиль, вполне пригодный для эксплуатации на неблагоустроенных дорогах, и даже — кратковременно — за их пределами. Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки. Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», позднее обозначение сменили на «Москвич-560». Между тем, конвейер самого МЗМА к тому времени был полностью загружен, и резервов для освоения в производстве микролитражки у завода не имелось. Поэтому для выпуска автомобиля было решено реконструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье (УССР), ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники, а под изготовление двигателя — завод лёгких дизелей в Мелитополе. Изначально предусматривалась комплектация автомобиля двигателем мотоциклетного типа МД-65 — оппозитный двухцилиндровый, напоминающий мотоциклетные марок «Урал» и «Днепр». Но он оказался малоподходящим для автомобиля, и в условиях работы с перегрузкой имел мизерный ресурс — не более 30 тыс. км до капремонта. Кроме того, его глубокий картер вынудил применить на заднем мосту колёсные редукторы, увеличивавшие дорожный просвет, но усложнявшие конструкцию автомобиля. Позднее в НАМИ были созданы два опытных образца четырёхцилиндровых силовых агрегатов, это должны были быть оппозитные двигатели по схеме Citroën 2CV. Как временное решение, в 1958 году на прототип «444-БКР» (БКР — «без колёсных редукторов») был установлен иностранный серийный двигатель от BMW 600 — также оппозитный, но двухцилиндровый. К 1959 году были готовы двигатели конструкции НАМИ, но первый из них (965Г — оппозитный, сохранивший схему «Ситроена») был признан непригодным — расположенный снизу распредвал и находящиеся в непосредственной близости от брызговиков задних колёс головки блока критически затрудняли текущее обслуживание и ремонт силового агрегата без его снятия с автомобиля, включая такую распространённую операцию, как регулировка клапанного зазора. Кроме того, сам мотор оказался слишком большим по габаритам. Второй (965В), более оригинальный — V-образный, 746-кубовый, с расположением распредвала в развале блока — признан удачным и взят за образец при дальнейшем проектировании. Оба мотора имели воздушное охлаждение, которое в тогдашних условиях (фактическое отсутствие в широкой продаже антифризов, ориентация на обслуживание и ремонт автомобиля собственными силами владельца) виделось весьма практичным ввиду небольшой массы (дополнительно сниженной применением в конструкции мотора лёгких магниевых и алюминиевых сплавов), съёмных цилиндров и отсутствия риска замерзания воды при зимней стоянке. На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей — впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). В 1962 году появляется более мощная модификация ЗАЗ-965А с двигателем 27 л.с., а с 1966 года под капотом уже устанавливается двигатель мощностью 30 л.с. ЗАЗ-965 поставлялся и на экспорт под именем "Ялта". Экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»). Всего было выпущено 322 166 автомобилей PFP-965 всех модификаций. История завода ЗАЗ уже нассчитывает более 150 лет. Что выпускали на ЗАЗе до автомобилей

По материалам www.autoconsulting.com.ua

"Кладбище" автобусов в Киеве. Фото

21.07.2018 в 21:14

На территории «кладбища» для изношенных автобусов на территории одного из АТП Ки...

Loading...

Предложен еще один вариант решения вопроса «евроблях»

20.07.2018 в 22:27

В качестве альтернативы, свое решение проблемы с «евробляхами» предложило и оппо...

...

Секреты новейшего Ford Focus. Наш репортаж

20.07.2018 в 21:29

К двадцатилетию модели компания Ford представила четвертое поколение Focus. Здес...

Loading...

Владимир Омельян призвал перевозчиков обновлять автопарк

20.07.2018 в 20:40

В связи с трагическими авариями, связанными с маршрутками, Министр инфраструктур...

...

Мексиканские Volkswagen Golf Sportwagen может ожидать повторная регистрация

20.07.2018 в 20:13

Компания "Порше Украина" сообщила о дальнейшей судьбе Volkswagen Golf ...

Мировые продажи группы Renault выросли на 9,8%

20.07.2018 в 19:30

Продажи Группы Renault в первом полугодии выросли на 9,8% при учете показателей ...

Владельцы авто на еврономерах не довольны решениями Верховной Рады

20.07.2018 в 19:04

Владельцы старых автомобилей на европейских номерах недовольны последними законо...

Каким будет кабриолет BMW 8-Series

20.07.2018 в 17:54

В распоряжении издания Auto Express оказались фотографии кабриолета BMW 8-Series...

Renault подтвердила свои намерения выпускать автомобили в Украине

20.07.2018 в 16:46

Группа Renault подтверждает, что изучает различные проекты с потенциальными мест...

В Украину поставлена первая Scania R500 нового поколения

20.07.2018 в 12:58

На днях состоялась поставка первого в Украине тягача Scania R500 нового поколени...

В 2018 году Toyota Corolla остается самой популярной моделью в мире

20.07.2018 в 12:24

Как сообщает издание focus2move, за последние пять лет объем мирового рынка увел...

В сети АИС теперь можно обслуживать ГБО любых брендов

20.07.2018 в 11:56

Постоянное повышение цен на бензин стало причиной массового перевода автолюбител...

В КабМине подсчитали сколько бюджет потеряет из-за закона про «евробляхи»

20.07.2018 в 09:58

Принятие закона о снижении акцизов на растаможку импортных автомобилей приведет ...

Для дизельных автомобилей в Европе становится все меньше места

19.07.2018 в 21:46

После того, как суд Германии признал, что запрет на въезд дизельных автомобилей ...

В "Порше Украина" рассказали, что делать владельцам проблемных мексиканских Volkswagen Golf

19.07.2018 в 20:43

Компания "Порше Украина" намерена сопровождать владельцев автомобилей ...

Покупатели техники МАЗ или МТЗ получают бочку масла Opet

19.07.2018 в 20:22

Только до 31.08 у Вас есть уникальная возможность получить 205 л. масла OPET FUL...

Hyundai представил «заряженный» i30 N Line

19.07.2018 в 20:17

После успешного запуска первого в истории Hyundai серийного спортивного автомоби...

Комитет ВР уже готовит поправки в законопроект №8487

19.07.2018 в 15:57

Как уже сообщал AUTO-Consulting, на прошлой неделе под давлением акции протеста ...

Бронеавтомобиль "Козак" получил новый боевой модуль

19.07.2018 в 15:35

Бронеавтомобиль "Козак-2М" получил новый боевой модуль с противотанков...

Назван самый выгодный для производства электромобиль

19.07.2018 в 13:32

Эксперты назвали Tesla Model 3 самым выгодным в производстве электромобилем, пос...

Nissan не планирует разработку следующего поколения купе 370X

16.06.2015 в 17:40

Nissan не планирует разработку прямого преемника спорткара 370Z из-за невысокой популярности и больш...

Mazda увеличит экономичность своих двигателей еще на 50%

16.06.2015 в 23:21

И без того довольно экономичные двигатели Mazda семейства SkyActive станут еще на 50% меньше потребл...

Volvo уже тестирует новое поколение XC60

01.07.2015 в 02:16

Шведский авторопроизводитель Volvo тестирует кроссовер XC60. Снимок транспортного средства, ехавшего...

Volvo XC90 будут обслуживать королевскую свадьбу в Швеции

16.06.2015 в 01:45

Volvo Cars рада сообщить о решении королевского двора Швеции использовать 35 новых Volvo XC90 в каче...

«Хонда Украина» с 1 июля прекратила импорт автомобилей

03.07.2015 в 01:02

Как стало известно AUTO-Consulting, с 1 июля официальный дистрибьютор автомобилей Honda и Acura в Ук...

В Киеве спишут 400 старых троллейбусов

18.06.2015 в 14:20

В июне 2015 года комиссия специалистов КП "Киевпастранс" проводит мониторинг подвижного состава и го...

В России будут выпускать кроссовер Hyundai Creta

24.06.2015 в 01:44

Hyundai официально подтвердила появление на конвейере завода в Санкт-Петербурге новой модели. Ею ста...

Toyota, Nissan и Mitsubishi отзывают с рынка более 3 млн авто из-за неисправной подушки безопасности

26.06.2015 в 07:15

Японские производители автомобильной техники, компании Toyota, Nissan и Mitsubishi отзывают с рынка ...

Honda готовит 7-местный внедорожник BR-V

30.06.2015 в 11:22

Honda опубликовала первые официальные дизайн-скетчи концептуального кроссовера под названием BR-V. П...

Распродажа