www.newsline.com.ua
18/04/2019 11:24

Как появился автобус МАЗ 257. Подробности проекта

Два года прошло с момента появления нового автобуса среднего класса МАЗ 257. Изначально он был рожден "школьником", и только сейчас Минский автозавод окончательно созрел для серийного выпуска пригородной модификации этой машины. Новинку в конце марта уже представили на автобусной выставке в Киеве. Рассказываем подробности и предысторию этого проекта. Новый МАЗ 257 стал преемником снятого с производства в 2013 году МАЗ 256. Конечно, у МАЗ 256, ставшего первым серийным автобусом Минского автозавода для пригородных перевозок в среднем классе, было достаточно критиков. Жаловались и на повышенный шум в салоне от мотора (плюс сильные вибрации на холостых), и слишком высокий уровень пола (пожилым людям сложно подниматься); говорили, что и управляемость у него, мол, не самая лучшая из-за высокого центра масс, и подвески рессорные якобы жестковаты. Большинство "претензий" - из-за особенностей конструкции. МАЗ 256 был создан на шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 "Зубренок" и при рождении оснащен "тракторным" двигателем ММЗ Д-245.30E2 (позже появился Deutz Евро-3), что обеспечивало автобусу известные конкурентные преимущества: доступную цену, высокую ремонтопригодность и неприхотливость. Среди других достоинств этой модели - полностью пластиковая облицовка кузова; просторный и светлый салон; комфортное (для своего времени) рабочее место водителя с доступом через отдельную дверь. По итогу за время серийного производства с 2005 по 2012 год МАЗ 256 разошелся тиражом более 3 тыс. единиц - автобусы выпускались в вариантах для пригородных, междугородных и туристических перевозок, а также для работы в качестве маршрутного такси. При этом в дальнее зарубежье таких машин было продано 876 штук (большие продажи обеспечила Венесуэла - туда автобусы поставлялись в тропическом исполнении и с кондиционером). Все это дает основания автозаводцам считать 256-ю модель одной из самых успешных. Тем не менее войну с "пазиками" этот МАЗ проиграл... Продолжить "пригородную" тему было суждено модели МАЗ 241, хотя изначально она и нацеливалась на другой сегмент (или скорее небольшую нишу) рынка. Это был автобус уже более высокого класса: с несущим кузовом, пневматической подвеской, продвинутой эргономикой и улучшенной отделкой салона - расчет на клиентов, готовых платить за комфорт больше. Однако на деле таких "толстосумов" оказалось не так много (возможно, просто сказался очередной экономический кризис), и эффектному МАЗ 241, создававшемуся в первую очередь для корпоративных и междугородных перевозок, пришлось осваивать "пригород", а также записываться в "школьники". Однако для новой работы компактный 241-й оказался не так хорош: его длина - всего 6790 мм, поэтому число мест для сидения - только 22, а общая пассажировместимость - 35 человек. Самый простой 7-метровый "пазик" берет людей больше, а стоит меньше. Что выберет коммерческий перевозчик? "Школьная" тема также не вывезла: на селе началось укрупнение классов - 22 мест стало не хватать... И хотя конструкторы говорили о том, что в базовой модели были заложены резервы дальнейшего развития модификаций с увеличенной длиной и пассажировместимостью, от выпуска МАЗ 241 было решено отказаться. В производстве эта модель продержалась всего шесть лет - с 2013 по 2018 год. Сколько таких машин удалось выпустить? Известно о существовании автобуса МАЗ 241030 с заводским номером 948 - возможно, это последняя собранная в Минске машина данной модели... Но еще задолго до того, как стало понятно, что МАЗ 241 сойдет с дистанции, конструкторы Минского автозавода стали разрабатывать преемника 256-й модели: почувствовали, что потребность в подобной машине существует. Решили вернуться и к той же проверенной схеме - в качестве базы использовать шасси серийного среднетоннажного грузовика. Правда, проектирование начали со школьной версии - ее создание на МАЗе считали первоочередным, так как на автобусы для перевозки детей уже был заказчик (Банк развития Республики Беларусь объявил о начале реализации программы "Школьный автобус"). О разработке автобуса новой модели стало известно в 2016 году, а в феврале 2017-го Минский автозавод официально представил "школьник" модели МАЗ 257S30, рассчитанный на перевозку 31 пассажира - 29 детей и двух взрослых сопровождающих. Как рассказал ABW.BY ведущий конструктор этого проекта Александр Скакун, основная задача перед проектировщиками стояла такая: сделать автобус безопасным. Но при этом он также должен был вписаться в определенные ценовые рамки, по максимуму использовать отечественные комплектующие, быть ремонтопригодным (даже где-то в ущерб дизайну) и достаточно комфортным. В итоге за основу для нового минского "школьника" взяли шасси среднетоннажного грузового автомобиля МАЗ-4371. С учетом другой колесной базы у автобуса было принято решение создать для него оригинальную раму с заимствованием некоторым элементов. Рама клепаная, состоит из двух лонжеронов швеллерного профиля с переменным сечением, соединенных шестью поперечинами. Лонжероны рамы изготовлены из полосовой низколегированной стали толщиной 6 мм. Высокий клиренс (200 мм) и рессорная подвеска, доставшиеся в наследство от грузовика, позволяют новому автобусу свободно передвигаться в сложных дорожных условиях и не бояться ни гравия, ни песка, ни луж, ни снежных переметов. Кузов автобуса смонтирован на кронштейны шасси и представляет собой каркас, сваренный из стальных спецпрофилей и прямоугольных труб. Облицовка кузова выполнена по бесштамповой технологии с применением оцинкованного стального листа и стеклопластиковых панелей. Крыша облицована оцинкованным стальным листом, который по контуру приварен контактной сваркой к трубам каркаса, а в остальных местах приклеен. Передний (задний) буфер с интегрированными противотуманными фарами (фонарями и световозвращателями) - стеклопластиковый съемный, закреплен на кронштейнах к раме болтами. При этом у МАЗ 257 вновь появилась отдельная водительская дверь. Новый школьный спецавтобус успешно прошел необходимые испытания (в том числе и на боковое опрокидывание) - они показали, что MАЗ 257S30 соответствует всем требованиям безопасности, которые приняты в странах СНГ и Европы. Оснащение МАЗ 257S30 получил согласно своему статусу: детские кресла с четырехточечными ремнями безопасности; над креслами - багажные полки для школьных рюкзаков; в дверях - выдвижные дополнительные ступеньки для облегчения входа в салон. Кроме того, автобус оборудован мультимедийной системой (чтобы было чем развлечь детей в дороге) и внешней громкой связью. Уже на презентации МАЗ 257 в версии "школьника" было видно, что эта машина может заинтересовать и более широкий круг потребителей, в том числе и тех, кто занимается коммерческими перевозками. Однако на разработку первой "гражданской" версии у МАЗа по разным причинам ушло почти два года. Посмотрим, что получилось? Пригородная модификация получила индекс 257030. Внешние отличия от "школьника" минимальны. Возможно, вы ожидали чего-то более эффектного: все-таки при дебюте 257-й модели в адрес дизайнеров было выпущено немало критических стрел, а у мазовцев было почти два года, чтобы подкорректировать внешность своего творения. Ну вот хотя бы ветровое стекло панорамное установить? Однако на заводе решили в дизайне ничего не менять, посчитав, что для загородных (читай - сельских) дорог красота не главное. Опять же бюджет - создание "гражданской" версии шло в его жестких рамках. Да и эксплуатация полусотни "школьников", выпущенных за это время, подтвердила правильность большинства конструкторских и дизайнерских решений. Получил МАЗ 257030 и кондиционер, который "школьнику" не был положен. Тем не менее конструкторы сохранили и все форточки в больших оконных проемах... Еще одна особенность МАЗ 257030 - система отопления на электромагнитных клапанах. Водителю теперь не нужно выходить из кабины и двигать краны руками. Правда, расход топлива на отопление стал немного больше. Зато в автобусе тепло и комфортно. Компоновка салона на пригородной версии не претерпела изменений: за исключением того, что детские сиденья с четырехточечными ремнями безопасности заменили на "взрослые" с поясными, сидячих мест по-прежнему 31. Это, правда, означает, что шаг сидений остался как на "школьнике", но конструкторы заверили, что колени у пассажиров упираться в спинки не будут. Общая вместимость автобуса? Вот тут, пожалуй, неожиданность: стоячих пассажиров этой модели перевозить как бы не положено. Дело в том, что при почти одинаковой полной массе у 257-й и 256-й моделей (соответственно 10.300 и 10.200 кг) снаряженная масса нового "пригородника" почти на тонну больше (8050 и 7150 кг соответственно) - такую дань пришлось заплатить за более высокую безопасность, заложенную в конструкции еще "школьника". И получается, что задний мост у новой модели, рассчитанный на нагрузку 6300 кг (на МАЗ 256200/270 - 6220 кг), работает почти на пределе уже с 31 пассажиром в салоне... Впрочем, заводские конструкторы раскрыли нам небольшой секрет: в недалекой перспективе появится и более грузоподъемная модификация автобуса - мост для нее уже разрабатывается. Вот на ней можно будет перевозить еще и стоячих пассажиров. Двигатель на МАЗ 257030 такой же, как на "школьнике", - 168-сильный дизель Cummins ISF 3.8s 5168 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, оснащенный системой нейтрализации выхлопных газов SCR и отвечающий нормам Евро-5. Объем топливного бака - 190 л. Объем бака для жидкости AdBlue - 16 л. В систему выпуска отработавших газов встроен моторный тормоз с дистанционным управлением заслонкой и выключением подачи топлива. Моторный отсек облицован изнутри тепло-шумоизоляционными материалами. Коробка передач - механическая 6-ступенчатая Fast Gear 6J70T. Максимальная кинематическая скорость МАЗ 257030 - 105 км/ч. Однако электроникой она ограничена до 85 км/ч. Подвески на пригородном автобусе спереди и сзади - зависимые рессорные (задняя - с подрессорниками), с двумя телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Почему отказались от "прогрессивной" пневматики? Учли опыт и пожелания эксплуатирующих организаций: все-таки рессорная подвеска более адаптирована к нашим сельским дорогам… Рабочее место водителя частично отделено от пассажирского салона - за водительским сиденьем установлена высокая формованная панель из пластика. На ее внутренней стороне - небольшое углубление и стационарные металлические плечики, на которые можно повесить верхнюю одежду. Щиток приборов с тахометром, спидометром, указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, давления воздуха в контурах пневмосистемы, уровня топлива в баке, напряжения в электросети и контрольными лампами. Сиденье водителя - на пневмоподвеске, имеет регулировки подушки по высоте, продольному положению, углу наклона и дополнительную регулировку спинки по углу наклона. Вентиляция рабочего места осуществляется через форточку окна двери или фронтальным отопителем. Ветровое стекло - травмобезопасное, трехслойное, безбликовое. Наружные боковые зеркала заднего вида - с обогревом. Предусмотрены противосолнечные шторки, верхний бокс для личных вещей, фонарь освещения рабочего места водителя. Рулевая колонка травмобезопасная, регулируется по углу наклона и высоте, с противоугонным устройством; рулевой механизм - интегрального типа; гидроусилитель. Система тормозов - пневматическая двухконтурная, с раздельным приводом тормозов передней оси и ведущего моста, с ABS и ASR. Тормозные механизмы - колодочные барабанного типа. Автобус оборудован рабочей, стояночной, резервной и вспомогательной тормозными системами, остановочным тормозом. В число приборов наружной светотехники входят противотуманные фары и задние фонари; фары ближнего света; фары дальнего света; комплект указателей поворотов; габаритные фонари; стоп-сигналы; фонари заднего хода; устройство освещения номерного знака. В базовую комплектацию входят: независимый жидкостный подогреватель двигателя (30-32 кВт); отечественные шины 245/70 R19,5; аудиосистема с автомагнитолой; преобразователь напряжения с розеткой 12 В; автоматическая система пожаротушения; цифровой тахограф; звуковая сигнализация заднего хода; тонированные стекла со сдвижными форточками; аварийные люки (2 шт.); сиденье водителя импортного производства (с регулировками по высоте и жесткости, на пневмоподвеске); сиденья пассажирские полумягкие СМ20 с ремнями безопасности (31 шт.); крышный вентилятор; комплект наружных зеркал без электрорегулировок; шторки в салоне; полки багажные без панелей индивидуального освещения; противотуманные фары, совмещенные с ходовыми огнями. За кондиционер придется доплатить - это отдельная опция. Отметим, что МАЗ 257 уже дебютировал в Украине с ценой в 67 тыс. евро. МАЗ представит неожиданные новинки 2019 года в рамках пробега по Украине

По материалам www.autoconsulting.com.ua

Три лица Jeep. Наш сравнительный тест

23.07.2019 в 21:55

Название марки Jeep уже давно стало нарицательным для внедорожников. Но Jeep - э...

Loading...

Бестселлеры столицы. Рейтинг продаж новых авто в Киеве и области

23.07.2019 в 18:59

Как уже сообщал AUTO-Consulting, Киев и Киевская область сохраняют уверенное лид...

...

Renault представляет свое видение мобильности будущего

23.07.2019 в 18:19

Groupe Renault, лидер в области создания электромобилей в Европе, занимается раз...

Loading...

В Киеве открылся первый шоу-рум DS STORE. Как выглядит мир «Французской роскоши»

23.07.2019 в 17:48

DS Automobiles начал свое шествие по завоеванию украинского автомобильного рынка...

...

Киев получил 12 из 55 новых троллейбусов Богдан Т90117

23.07.2019 в 17:37

В Киев поступило уже 12 новых 19-метровых троллейбусов Богдан Т90117. Всего для ...

Tesla построит в Украине сеть зарядных станций Supercharger

23.07.2019 в 15:08

Компания Tesla обновила данные по развертыванию сети быстрых зарядок бренда Supe...

На весь модельный ряд Hyundai действует уникальное кредитное предложение

23.07.2019 в 14:28

Компания «Хюндай Мотор Украина» объявляет о начале действия нового финансового п...

В BMW придумали новый руль

23.07.2019 в 12:06

Компания BMW рассказала о ещё одной особенности электрического кроссовера iNEXT....

Каким будет новый Nissan Juke. Тизер

23.07.2019 в 09:13

Nissan опубликовал тизер кроссовера Juke нового поколения. На изображении можно ...

Volvo отзывает 507 тыс. авто из-за возможного возгорания

23.07.2019 в 08:01

Компания Volvo отзывает по всему миру 507 тысяч автомобилей из-за возможного воз...

В Renault не отказались от идеи выпускать автомобили в Украине

22.07.2019 в 22:58

По информации AUTO-Consulting компания “Рено Украина” не отказалась от своих пла...

Альтернатива новым. Какие б-у автомобили возрастом до 5 лет выбирают украинцы

22.07.2019 в 21:49

Как уже сообщал AUTO-Consulting, за первое полугодие в Украине было продано почт...

Киев начал получать новые троллейбусы

22.07.2019 в 21:15

На днях на маршруты Киева вышли 5 новых троллейбусов «Богдан» отечественного про...

Каким будет Город Будущего. Видение Continental

22.07.2019 в 20:18

Уже в ближайшем, а если конкретнее - в обозримом будущем, города и транспорт в н...

Гибридная Hyundai Sonata будет иметь крышу из солнечных батарей

22.07.2019 в 18:05

Вслед за официальным дебютом первой в мире активной системы контроля переключени...

Новый Cadillac Escalade будет иметь электрическую версию с запасом хода 640 км

22.07.2019 в 17:38

В 2021 году GM представит пятое поколение большого премиального внедорожника Cad...

Ford выпустил смайл в виде пикапа

22.07.2019 в 16:57

Среди миллиардов смайлов, которые люди пересылают друг другу ежедневно, около 3 ...

Как правильно утилизировать старые шины

22.07.2019 в 16:48

Если вы готовы утилизировать старые шины, самым правильным и ответственным решен...

До конца года Renault обещает представить в Украине еще три новинки

22.07.2019 в 12:29

Как стало известно AUTO-Consulting, до конца года компания “Рено Украина” обещае...

В стиле лимузина Aurus выпустят вертолет

22.07.2019 в 09:42

Премьера вертолета «Ансат» с оформлением в стиле Aurus состоится в рамках авиаса...

Mazda увеличит экономичность своих двигателей еще на 50%

16.06.2015 в 23:21

И без того довольно экономичные двигатели Mazda семейства SkyActive станут еще на 50% меньше потребл...

В Киеве спишут 400 старых троллейбусов

18.06.2015 в 14:20

В июне 2015 года комиссия специалистов КП "Киевпастранс" проводит мониторинг подвижного состава и го...

Honda готовит 7-местный внедорожник BR-V

30.06.2015 в 11:22

Honda опубликовала первые официальные дизайн-скетчи концептуального кроссовера под названием BR-V. П...

Toyota, Nissan и Mitsubishi отзывают с рынка более 3 млн авто из-за неисправной подушки безопасности

26.06.2015 в 07:15

Японские производители автомобильной техники, компании Toyota, Nissan и Mitsubishi отзывают с рынка ...

Volvo уже тестирует новое поколение XC60

01.07.2015 в 02:16

Шведский авторопроизводитель Volvo тестирует кроссовер XC60. Снимок транспортного средства, ехавшего...

В России будут выпускать кроссовер Hyundai Creta

24.06.2015 в 01:44

Hyundai официально подтвердила появление на конвейере завода в Санкт-Петербурге новой модели. Ею ста...

«Хонда Украина» с 1 июля прекратила импорт автомобилей

03.07.2015 в 01:02

Как стало известно AUTO-Consulting, с 1 июля официальный дистрибьютор автомобилей Honda и Acura в Ук...

Volvo XC90 будут обслуживать королевскую свадьбу в Швеции

16.06.2015 в 01:45

Volvo Cars рада сообщить о решении королевского двора Швеции использовать 35 новых Volvo XC90 в каче...

Nissan не планирует разработку следующего поколения купе 370X

16.06.2015 в 17:40

Nissan не планирует разработку прямого преемника спорткара 370Z из-за невысокой популярности и больш...