www.newsline.com.ua
18/04/2019 11:24

Как появился автобус МАЗ 257. Подробности проекта

Два года прошло с момента появления нового автобуса среднего класса МАЗ 257. Изначально он был рожден "школьником", и только сейчас Минский автозавод окончательно созрел для серийного выпуска пригородной модификации этой машины. Новинку в конце марта уже представили на автобусной выставке в Киеве. Рассказываем подробности и предысторию этого проекта. Новый МАЗ 257 стал преемником снятого с производства в 2013 году МАЗ 256. Конечно, у МАЗ 256, ставшего первым серийным автобусом Минского автозавода для пригородных перевозок в среднем классе, было достаточно критиков. Жаловались и на повышенный шум в салоне от мотора (плюс сильные вибрации на холостых), и слишком высокий уровень пола (пожилым людям сложно подниматься); говорили, что и управляемость у него, мол, не самая лучшая из-за высокого центра масс, и подвески рессорные якобы жестковаты. Большинство "претензий" - из-за особенностей конструкции. МАЗ 256 был создан на шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 "Зубренок" и при рождении оснащен "тракторным" двигателем ММЗ Д-245.30E2 (позже появился Deutz Евро-3), что обеспечивало автобусу известные конкурентные преимущества: доступную цену, высокую ремонтопригодность и неприхотливость. Среди других достоинств этой модели - полностью пластиковая облицовка кузова; просторный и светлый салон; комфортное (для своего времени) рабочее место водителя с доступом через отдельную дверь. По итогу за время серийного производства с 2005 по 2012 год МАЗ 256 разошелся тиражом более 3 тыс. единиц - автобусы выпускались в вариантах для пригородных, междугородных и туристических перевозок, а также для работы в качестве маршрутного такси. При этом в дальнее зарубежье таких машин было продано 876 штук (большие продажи обеспечила Венесуэла - туда автобусы поставлялись в тропическом исполнении и с кондиционером). Все это дает основания автозаводцам считать 256-ю модель одной из самых успешных. Тем не менее войну с "пазиками" этот МАЗ проиграл... Продолжить "пригородную" тему было суждено модели МАЗ 241, хотя изначально она и нацеливалась на другой сегмент (или скорее небольшую нишу) рынка. Это был автобус уже более высокого класса: с несущим кузовом, пневматической подвеской, продвинутой эргономикой и улучшенной отделкой салона - расчет на клиентов, готовых платить за комфорт больше. Однако на деле таких "толстосумов" оказалось не так много (возможно, просто сказался очередной экономический кризис), и эффектному МАЗ 241, создававшемуся в первую очередь для корпоративных и междугородных перевозок, пришлось осваивать "пригород", а также записываться в "школьники". Однако для новой работы компактный 241-й оказался не так хорош: его длина - всего 6790 мм, поэтому число мест для сидения - только 22, а общая пассажировместимость - 35 человек. Самый простой 7-метровый "пазик" берет людей больше, а стоит меньше. Что выберет коммерческий перевозчик? "Школьная" тема также не вывезла: на селе началось укрупнение классов - 22 мест стало не хватать... И хотя конструкторы говорили о том, что в базовой модели были заложены резервы дальнейшего развития модификаций с увеличенной длиной и пассажировместимостью, от выпуска МАЗ 241 было решено отказаться. В производстве эта модель продержалась всего шесть лет - с 2013 по 2018 год. Сколько таких машин удалось выпустить? Известно о существовании автобуса МАЗ 241030 с заводским номером 948 - возможно, это последняя собранная в Минске машина данной модели... Но еще задолго до того, как стало понятно, что МАЗ 241 сойдет с дистанции, конструкторы Минского автозавода стали разрабатывать преемника 256-й модели: почувствовали, что потребность в подобной машине существует. Решили вернуться и к той же проверенной схеме - в качестве базы использовать шасси серийного среднетоннажного грузовика. Правда, проектирование начали со школьной версии - ее создание на МАЗе считали первоочередным, так как на автобусы для перевозки детей уже был заказчик (Банк развития Республики Беларусь объявил о начале реализации программы "Школьный автобус"). О разработке автобуса новой модели стало известно в 2016 году, а в феврале 2017-го Минский автозавод официально представил "школьник" модели МАЗ 257S30, рассчитанный на перевозку 31 пассажира - 29 детей и двух взрослых сопровождающих. Как рассказал ABW.BY ведущий конструктор этого проекта Александр Скакун, основная задача перед проектировщиками стояла такая: сделать автобус безопасным. Но при этом он также должен был вписаться в определенные ценовые рамки, по максимуму использовать отечественные комплектующие, быть ремонтопригодным (даже где-то в ущерб дизайну) и достаточно комфортным. В итоге за основу для нового минского "школьника" взяли шасси среднетоннажного грузового автомобиля МАЗ-4371. С учетом другой колесной базы у автобуса было принято решение создать для него оригинальную раму с заимствованием некоторым элементов. Рама клепаная, состоит из двух лонжеронов швеллерного профиля с переменным сечением, соединенных шестью поперечинами. Лонжероны рамы изготовлены из полосовой низколегированной стали толщиной 6 мм. Высокий клиренс (200 мм) и рессорная подвеска, доставшиеся в наследство от грузовика, позволяют новому автобусу свободно передвигаться в сложных дорожных условиях и не бояться ни гравия, ни песка, ни луж, ни снежных переметов. Кузов автобуса смонтирован на кронштейны шасси и представляет собой каркас, сваренный из стальных спецпрофилей и прямоугольных труб. Облицовка кузова выполнена по бесштамповой технологии с применением оцинкованного стального листа и стеклопластиковых панелей. Крыша облицована оцинкованным стальным листом, который по контуру приварен контактной сваркой к трубам каркаса, а в остальных местах приклеен. Передний (задний) буфер с интегрированными противотуманными фарами (фонарями и световозвращателями) - стеклопластиковый съемный, закреплен на кронштейнах к раме болтами. При этом у МАЗ 257 вновь появилась отдельная водительская дверь. Новый школьный спецавтобус успешно прошел необходимые испытания (в том числе и на боковое опрокидывание) - они показали, что MАЗ 257S30 соответствует всем требованиям безопасности, которые приняты в странах СНГ и Европы. Оснащение МАЗ 257S30 получил согласно своему статусу: детские кресла с четырехточечными ремнями безопасности; над креслами - багажные полки для школьных рюкзаков; в дверях - выдвижные дополнительные ступеньки для облегчения входа в салон. Кроме того, автобус оборудован мультимедийной системой (чтобы было чем развлечь детей в дороге) и внешней громкой связью. Уже на презентации МАЗ 257 в версии "школьника" было видно, что эта машина может заинтересовать и более широкий круг потребителей, в том числе и тех, кто занимается коммерческими перевозками. Однако на разработку первой "гражданской" версии у МАЗа по разным причинам ушло почти два года. Посмотрим, что получилось? Пригородная модификация получила индекс 257030. Внешние отличия от "школьника" минимальны. Возможно, вы ожидали чего-то более эффектного: все-таки при дебюте 257-й модели в адрес дизайнеров было выпущено немало критических стрел, а у мазовцев было почти два года, чтобы подкорректировать внешность своего творения. Ну вот хотя бы ветровое стекло панорамное установить? Однако на заводе решили в дизайне ничего не менять, посчитав, что для загородных (читай - сельских) дорог красота не главное. Опять же бюджет - создание "гражданской" версии шло в его жестких рамках. Да и эксплуатация полусотни "школьников", выпущенных за это время, подтвердила правильность большинства конструкторских и дизайнерских решений. Получил МАЗ 257030 и кондиционер, который "школьнику" не был положен. Тем не менее конструкторы сохранили и все форточки в больших оконных проемах... Еще одна особенность МАЗ 257030 - система отопления на электромагнитных клапанах. Водителю теперь не нужно выходить из кабины и двигать краны руками. Правда, расход топлива на отопление стал немного больше. Зато в автобусе тепло и комфортно. Компоновка салона на пригородной версии не претерпела изменений: за исключением того, что детские сиденья с четырехточечными ремнями безопасности заменили на "взрослые" с поясными, сидячих мест по-прежнему 31. Это, правда, означает, что шаг сидений остался как на "школьнике", но конструкторы заверили, что колени у пассажиров упираться в спинки не будут. Общая вместимость автобуса? Вот тут, пожалуй, неожиданность: стоячих пассажиров этой модели перевозить как бы не положено. Дело в том, что при почти одинаковой полной массе у 257-й и 256-й моделей (соответственно 10.300 и 10.200 кг) снаряженная масса нового "пригородника" почти на тонну больше (8050 и 7150 кг соответственно) - такую дань пришлось заплатить за более высокую безопасность, заложенную в конструкции еще "школьника". И получается, что задний мост у новой модели, рассчитанный на нагрузку 6300 кг (на МАЗ 256200/270 - 6220 кг), работает почти на пределе уже с 31 пассажиром в салоне... Впрочем, заводские конструкторы раскрыли нам небольшой секрет: в недалекой перспективе появится и более грузоподъемная модификация автобуса - мост для нее уже разрабатывается. Вот на ней можно будет перевозить еще и стоячих пассажиров. Двигатель на МАЗ 257030 такой же, как на "школьнике", - 168-сильный дизель Cummins ISF 3.8s 5168 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, оснащенный системой нейтрализации выхлопных газов SCR и отвечающий нормам Евро-5. Объем топливного бака - 190 л. Объем бака для жидкости AdBlue - 16 л. В систему выпуска отработавших газов встроен моторный тормоз с дистанционным управлением заслонкой и выключением подачи топлива. Моторный отсек облицован изнутри тепло-шумоизоляционными материалами. Коробка передач - механическая 6-ступенчатая Fast Gear 6J70T. Максимальная кинематическая скорость МАЗ 257030 - 105 км/ч. Однако электроникой она ограничена до 85 км/ч. Подвески на пригородном автобусе спереди и сзади - зависимые рессорные (задняя - с подрессорниками), с двумя телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Почему отказались от "прогрессивной" пневматики? Учли опыт и пожелания эксплуатирующих организаций: все-таки рессорная подвеска более адаптирована к нашим сельским дорогам… Рабочее место водителя частично отделено от пассажирского салона - за водительским сиденьем установлена высокая формованная панель из пластика. На ее внутренней стороне - небольшое углубление и стационарные металлические плечики, на которые можно повесить верхнюю одежду. Щиток приборов с тахометром, спидометром, указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, давления воздуха в контурах пневмосистемы, уровня топлива в баке, напряжения в электросети и контрольными лампами. Сиденье водителя - на пневмоподвеске, имеет регулировки подушки по высоте, продольному положению, углу наклона и дополнительную регулировку спинки по углу наклона. Вентиляция рабочего места осуществляется через форточку окна двери или фронтальным отопителем. Ветровое стекло - травмобезопасное, трехслойное, безбликовое. Наружные боковые зеркала заднего вида - с обогревом. Предусмотрены противосолнечные шторки, верхний бокс для личных вещей, фонарь освещения рабочего места водителя. Рулевая колонка травмобезопасная, регулируется по углу наклона и высоте, с противоугонным устройством; рулевой механизм - интегрального типа; гидроусилитель. Система тормозов - пневматическая двухконтурная, с раздельным приводом тормозов передней оси и ведущего моста, с ABS и ASR. Тормозные механизмы - колодочные барабанного типа. Автобус оборудован рабочей, стояночной, резервной и вспомогательной тормозными системами, остановочным тормозом. В число приборов наружной светотехники входят противотуманные фары и задние фонари; фары ближнего света; фары дальнего света; комплект указателей поворотов; габаритные фонари; стоп-сигналы; фонари заднего хода; устройство освещения номерного знака. В базовую комплектацию входят: независимый жидкостный подогреватель двигателя (30-32 кВт); отечественные шины 245/70 R19,5; аудиосистема с автомагнитолой; преобразователь напряжения с розеткой 12 В; автоматическая система пожаротушения; цифровой тахограф; звуковая сигнализация заднего хода; тонированные стекла со сдвижными форточками; аварийные люки (2 шт.); сиденье водителя импортного производства (с регулировками по высоте и жесткости, на пневмоподвеске); сиденья пассажирские полумягкие СМ20 с ремнями безопасности (31 шт.); крышный вентилятор; комплект наружных зеркал без электрорегулировок; шторки в салоне; полки багажные без панелей индивидуального освещения; противотуманные фары, совмещенные с ходовыми огнями. За кондиционер придется доплатить - это отдельная опция. Отметим, что МАЗ 257 уже дебютировал в Украине с ценой в 67 тыс. евро. МАЗ представит неожиданные новинки 2019 года в рамках пробега по Украине

По материалам www.autoconsulting.com.ua

У новой BMW X5 появится хитовая 2-литровая версия

19.05.2019 в 19:55

BMW обновила комплектации некоторых моделей и пересмотрела моторные "линейк...

Loading...

Добро пожаловать в Luxury: BMW представила в Украине сразу 4 новые модели

17.05.2019 в 20:38

Вчера в Киеве состоялась одна из самых масштабных автомобильных презентаций за п...

...

Трамп отложил повышение пошлин на европейские авто

17.05.2019 в 18:44

Президент США Дональд Трамп решил отложить введение пошлин на импортируемые в ст...

Loading...

К 125-летию RENAULT TRUCKS анонсирует спецпредложение на покупку грузовиков и их сервисное обслуживание

17.05.2019 в 18:07

Renault Trucks в 2019 году отмечает 125-летние. К этой юбилейной дате компания а...

...

Автобан Киев-Одесса частично будет с бетонным покрытием. Где не будет асфальта?

17.05.2019 в 17:57

Руководитель Государственного агенства автомобильных дорог Украины Славомир Нова...

Первый пошел: В Швеции на дорогах стартовали испытания беспилотного грузовика

17.05.2019 в 17:50

Беспилотный электрогрузовик T-pod стартапа Einride начал курсировать по обществе...

В Виннице на линию вышел первый троллейбус собственного производства

17.05.2019 в 15:11

Винницкая транспортная компания представила первый троллейбус собственного произ...

CITROEN представляет ультракомфортный концепт-кар для дальних путешествий

17.05.2019 в 14:38

После дебюта концептуального городского электромобиля Ami One Concept, мировая п...

В Украине доступны новые лимитированные версии Renault Techroad

17.05.2019 в 11:46

В апреле открылись заказы на новые лимитированные версии Techroad, которые досту...

Volkswagen анонсирует массовый выпуск "мягких" гибридов

17.05.2019 в 08:32

Volkswagen объявил о массовом внедрении так называемых мягких гибридов MHEV (Mil...

Стало известно сколько ДТП совершили авто на "еврономерах"

16.05.2019 в 21:36

Водители транспортных средств с иностранной регистрацией в 2018 году стали винов...

Андре Ситроен: Гений маркетинга или талантливый инженер?

16.05.2019 в 19:58

Это он пересадил Европу с лошадей на автомобили, придумал сервисную книжку и пер...

"Евробляхерам" дадут еще 90 дней для легализации

16.05.2019 в 17:11

На заседании Комитета Верховной Рады по вопросам таможенной и налоговой политики...

Volvo Trucks внедрила систему предупреждения об опасной дистанции Distance Alert

16.05.2019 в 14:58

Компания Volvo Trucks разработала и внедрила новую функцию безопасности – систем...

Укрпошта планирует заменить стационарные отделения в селах на автомобили

16.05.2019 в 14:50

"Укрпочта" хочет заменить отделения в небольших селах на машины и ввес...

С 1 августа спецпошлина на автомобили из РФ составит 5%

16.05.2019 в 14:16

Как уже сообщал AUTO-Consulting, вчера на заседании Кабинета Министров было прин...

Kia анонсирует сразу 3 новинки на 2019 год

16.05.2019 в 12:53

Появилась информация о новинках Kia, которые представят в ближайшие три года. На...

Nissan запускает автопилот для автобанов на первой модели

16.05.2019 в 12:49

Nissan расширила возможности комплекса ассистирующих систем ProPILOT, добавив фу...

В Украине стартуют соревнования для водителей по экономичному вождению от RENAULT TRUCKS

16.05.2019 в 11:45

Компания Renault Trucks в Украине приглашает водителей грузовых автомобилей прин...

В Луцке продолжают производство крупной партии троллейбусов Богдан Т7011

16.05.2019 в 10:48

На луцком АСЗ ДП №1 компании «Богдан Моторс» продолжается выполнение контракта с...

«Хонда Украина» с 1 июля прекратила импорт автомобилей

03.07.2015 в 01:02

Как стало известно AUTO-Consulting, с 1 июля официальный дистрибьютор автомобилей Honda и Acura в Ук...

Nissan не планирует разработку следующего поколения купе 370X

16.06.2015 в 17:40

Nissan не планирует разработку прямого преемника спорткара 370Z из-за невысокой популярности и больш...

Volvo уже тестирует новое поколение XC60

01.07.2015 в 02:16

Шведский авторопроизводитель Volvo тестирует кроссовер XC60. Снимок транспортного средства, ехавшего...

Volvo XC90 будут обслуживать королевскую свадьбу в Швеции

16.06.2015 в 01:45

Volvo Cars рада сообщить о решении королевского двора Швеции использовать 35 новых Volvo XC90 в каче...

Mazda увеличит экономичность своих двигателей еще на 50%

16.06.2015 в 23:21

И без того довольно экономичные двигатели Mazda семейства SkyActive станут еще на 50% меньше потребл...

В Киеве спишут 400 старых троллейбусов

18.06.2015 в 14:20

В июне 2015 года комиссия специалистов КП "Киевпастранс" проводит мониторинг подвижного состава и го...

Toyota, Nissan и Mitsubishi отзывают с рынка более 3 млн авто из-за неисправной подушки безопасности

26.06.2015 в 07:15

Японские производители автомобильной техники, компании Toyota, Nissan и Mitsubishi отзывают с рынка ...

В России будут выпускать кроссовер Hyundai Creta

24.06.2015 в 01:44

Hyundai официально подтвердила появление на конвейере завода в Санкт-Петербурге новой модели. Ею ста...

Honda готовит 7-местный внедорожник BR-V

30.06.2015 в 11:22

Honda опубликовала первые официальные дизайн-скетчи концептуального кроссовера под названием BR-V. П...