www.newsline.com.ua
10/12/2015 17:35

Киевскому автобусу исполнилось 90 лет. На чем ездили киевляне раньше. Фото

10 декабря 1925 года в свой первый рейс по Киеву отправились невиданные ранее транспортные средства - автобусы. Поначалу автобусов было всего 2, но зато каких! Первооткрывателями автобусного сообщения в Киеве стали немецкие Daimler-Mercedes. Всего же по контракту Киев тогда закупил 10 таких автобусов. Первый маршрут пролегал от площади Интернационала до ул. Леонида Пятякова" (современные названия — "Европейская пл. — ул. Саксаганского"). Но мало кто знает, что автобусное сообщение в Киеве могло начаться еще раньше - в 1910 году. Автобусные перевозки тогда еще только входили в современные города, где всецело господствовали трамваи. К примеру, в Берлине первый автобус Mercedes отправился в рейс лишь 19 ноября 1905 года. Начали курсировать автобусы в Париже и Лондоне. И вот Киевская Дума в 1910 году решает перенять западную моду и принимает нечто вроде инвестиционных условий. "Автобусы должны быть поставлены совершенно новые и наилучшей конструкции, в виде карет-омнибусов, без империалов (открытых площадок на втором этаже., со всеми приспособлениями для безопасного движения, по новейшему типу, применяемому в городе Париже, размером не менее как 20 и не более как 30 пассажиров внутри вагона, с сильными моторами, легко поднимающими автобус на киевские горы с полной нагрузкой. Помимо автобусов, предпринимателю надлежало поставить на главных улицах отдельные автомобили-таксометры, так называемые "автотаксометры". Поговаривают, что якобы 1 мая 1911 года первые автобусы в Киеве таки появились, хотя документального подтверждения тому нет. Затея с таким жестким инвестконкурсом тогда с треском провалилась. Желающих не нашлось. И киевлянам пришлось ждать автобуса 15 лет. В 1925 году киевские власти закупают 10 автобусов Daimler-Mercedes. Помимо этого на маршрутах появились и автобусы FIAT. При общей длине 5,12 метра и ширине 2,1 метра Daimler-Mercedes больше походил на автобус особо малого класса по нынешним меркам. Это была капотная машина с 15-ю местами для сидения в салоне и 5 местами для стоячих пассажиров. Тем не менее, такие автобусы проработали в Киеве до середины 30-х годов, когда их заменили уже на советские ГАЗ-0330. В 1929 году автобусный парк Киева стал пополняться первыми советскими автобусами, построенными на базе грузовикf АМО Ф-15 - АМО-4. Такой автобус был очень ненадежным, слабеньким (двигатель имел всего 60 л.с.), часто ломался и киевлянам приходилось по долгу ожидать его на остановках. Автобус АМО-4 имел кузов на 22 места для сидения, большая часть которого была изготовлена из дерева. Первоначально его архитектура была сходной с автобусами Я-6: высоко посаженный на раме кузов, набранные из планок фальшборты в нижней его части, световые люки над боковыми окнами, обе двери с наружными поручнями, нижняя кромка ветрового стекла значительно ниже подоконного бруса боковых окон. Затем АМО-4 выпускались с кузовами И.Ф.Германа: более низкие, со сплошными высокими окнами и выходной одностворчатой дверью, расположенной справа от водителя, указателем маршрута и сигнальными фонарями над ветровым стеклом, передним и задним буферами. АМО-4 мог достичь максимальной скорости 60 км/ч; оснащался 6-ти цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 60 л. с. и объемом 4,88 литра. В 1934 году возле нынешней станции метро "Лыбедская" в Боенском переулке была организована "Автобусно-таксомоторная база №1". Туда сразу же поступило 20 новых автобусов с деревянным кузовом "ГАЗ-0330" (на 16 сидячих мест). Несмотря на нехватку запчастей и самих автобусов, они проработали до начала Великой отечественной войны. В 1932 году в Киев начали поступать угловатые и примитивные машины ЗиС-8, а в 1938 - уже обновленные ЗиС-16. Всего же до Великой отечественной войны в Киеве работало уже 100 автобусов. После войны в Киеве автобусов практически не было. Их или мобилизировали, либо уничтожили. В 1945 году началось восстановление автобусного хозяйства, и уже в июне 1946 года в столице был организован автобусный парк №1 по улице Васильковской, существующий и поныне. Туда начали поступать уже новые машины - ЗиС-154. Это была первая модель, созданная не на шасси грузовика, как раньше, а изначально создаваемый как автобус. ЗИС-154 - автобус вагонной компоновки, причём с революционным уровнем комфорта для пассажиров. Именно ЗиС-154, вместе с капотными машинами ГАЗ-0330, ЗиС-16 и ГЗА-51 составлял автобусный парк послевоенного Киева. В 1951 году в Киев начали поступать усовершенствоавнные автобусы ЗиС-155. Вместе с ЗиС-154 они на десятилетие стали основой автобусного парка в Киеве. В 1958 году на киевских маршрутах появились и автобусы с эмблемой ПАЗ-652. Небольшие 45-тиместные машинки с двумя узкими дверями занялись перевозками на линиях с малым пассажиропотоком. В 1968 году этот автобус стал называться ПАЗ-672 после модернизации. Он хорошо прижился на узких улочках частного сектора в Совках и на Ширме, Мышеловке и районе Монтажник. В начале 60-х началось массовое поступление первых украинских автобусов ЛАЗ-695. Быстро вытесняя устаревшие ЗиС-155 и заполняя новые маршруты Чоколовки и Отрадного, Нивок и Борщаговки, Воскресенки и Академгородка, новые ЛАЗы составляли подавляющую основу парка Киева в 60-70х годах. ЛАЗы любили за теплый салон, но в час пик пробраться из середины автобуса к узеньким дверям было архисложной задачей. Что такое современный комфорт при автобусных перевозках киевляне поняли лишь тогда, когда в город начали поступать венгерские автобусы Ikarus. Работали в Киеве и ЛиАЗ-677 с автоматической коробкой передач, но массовыми, как ЛАЗы-695 или Икарусы не стали. Тем не менее, в Киеве было около 300 автобусов этой модели. В 80-е годы Ikarus окончательно вытесняет конкурентов на большинстве маршрутов. Киевский автобус тех лет - это оранжевый Ikarus либо "одиночка 260-й модели", либо сочлененный "гармошка" 280-й. Благодаря мощному и надежному двигателю Raba-Man Ikarus проработали в Киеве вплоть до 2000-х годов. Если в 1981 году на 103 маршрута выходило 897 автобусов в час пик, то уже во второй половине 80-х на 110 маршрутах работало более 1000 автобусов в час пик. В 90-е годы поставки Ikarus полностью прекратились и городу нужны были новые машины. Типичная картина тех лет - это перекошенный обшарпанный Ikarus отходит от остановки. Львовский автобусный завод разрабатывает в 1992 году модернизированную модель 42021, и в 1993 году эти автобусы в количестве 65 штук пополнили страдающие от нехватки машин автобусные парки. В 1993 году ЛАЗ выпускает фактически замену Ikarus - большой и удобный 52523 с двигателем Renault. Киев тут же закупает партию таких машин и через несколько лет они все останавливаются на прикол. Ситуация с автобусными перевозками в 90-е годы была удручающая и тогда власти решаются на нестандарный шаг. На маршруты пускают не востребованные в полной мере за городом, автобусы с междугородных трасс - ЛАЗ-699р и Икарус-250 (всего более 50 единиц). Это были первые автобусные таксомоторы. Затем, в 1997 году в Киеве начинается эра "маршруток" фирмы "Автосвит". Это были оранжевые "ГАЗели" специфической формы с кузовом производства "Псковавто". Доезжая до метро практически без остановок на 10 минут раньше основных маршрутов, они пользовались большой популярностью у пассажиров, особенно в утреннее время. Львовский автобусный завод специально для нужд Киева собрал сверхбольшой сочленённый автобус ЛАЗ-6205. Эти машины, предназначенные для замены "Икарусов-280", в Киеве проработали недолго и были отправлены в другие города. . В 2001 году ситуация с транспортом стала уже катастрофичной и город решается приобрести 120 подержанных автобусов "Вольво-Б10М" и "Скания-112". Это были сочлененные модели для пригородного сообщения и не очень годились для напряжённых киевских линий. Кроме того, "северное" исполнение машин было без форточек и со слабой вентиляцией. Но в те времена выбирать уже не приходилось. Бэушные "шведы" ненадолго улучшили транспортную ситуацию, а в 2003 году Киев уже начинает массовые закупки новых автобусов МАЗ. Современный состав автобусных парков был сформирован к Евро-2012. Киев проводит самую массовую закупку автобусов, в том числе и 15-метровых 3-осных МАЗ-107. Сегодня основной состав автобусных маршрутов Киева - это автобусы МАЗ, ЛАЗ или Богдан. История киевских троллейбусов. исторические фото

По материалам www.autoconsulting.com.ua

Какие автомобили покупал в 2018 году украинский бизнес

17.12.2018 в 20:26

Зв 11 месяцев нынешнего года продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в Укр...

Loading...

У Hyundai Santa Fe появится сканер отпечатков пальцев

17.12.2018 в 18:26

Hyundai встроит в дверную ручку и кнопку запуска двигателя нового Santa Fe скане...

...

Hyundai Santa Fe получил награду за инновационную систему безопасности

17.12.2018 в 18:12

Первая в мире система распознавания присутствия задних пассажиров (Rear Occupant...

Loading...

Infiniti покажет концепт электрического кроссовера на автосалоне в Детройте

17.12.2018 в 17:38

Infiniti показала первое изображение электрического кроссовера, публичная премье...

...

Renault Trucks представляет новые грузовики серии D 2019 года

17.12.2018 в 15:35

Renault Trucks представляет обновленные модели D и D Wide 2019 года. Новые верси...

Nokian Tyres меняет операционную модель и руководство концерна

17.12.2018 в 14:28

В рамках существующей стратегии концерна Nokian Tyres, направленной на сохранени...

На титул «Автомобиль года 2019 в Украине» претендует две модели Renault

17.12.2018 в 14:15

Всеукраинская акция "Автомобиль года в Украине" проводится ежегодно с ...

На грузовые автомобили МАЗ цены снижены до 330 000 грн.

17.12.2018 в 13:35

Группа компаний АИС – официальный дилер МАЗ в Украине объявляет о финальной расп...

Сервисные центры МВД отменили экспертный контроль для ряда операций

17.12.2018 в 12:15

Сервисные центры МВД отменили обязательное экспертное заключение еще на нескольк...

Появилась технология, которая продлит эру бензиновым двигателям

15.12.2018 в 20:33

Экс-глава Porsche Венделин Видекинг стал акционером немецкого стартапа MWI Micro...

Французская электричка, но пока не экспресс. Тест-драйв Renault ZOE

14.12.2018 в 21:08

Как ездит и сколько проезжает электрокар при ежедневной эксплуатации в совсем не...

Тягач Ford Trucks F-Max выйдет на украинский рынок с революционной ценой

14.12.2018 в 20:06

Обладатель титула «Truck of the Year 2019» - Ford F-Max уже прибыл в Украину. Пе...

Сразу три модели PSA завоевали звание «Лучшая автомобильная покупка в Европе»

14.12.2018 в 18:58

Актуальные поколения CITROЁN Berlingo, PEUGEOT Rifter, Opel Combo открывают счет...

Торговые войны. Китай отменяет дополнительные полины на американские автомобили

14.12.2018 в 18:49

В торговой войне между США и Китаем наметилось перемирие. Так, с 1 января 2019 г...

Nissan подал иск к родственникам Карлоса Гона о незаконном обогащении

14.12.2018 в 18:31

Nissan подал иск к Клодин Бишара де Оливейре — старшей сестре бывшего председате...

Яркий городской кроссовер Kia Stonic предлагается с выгодой $1000

14.12.2018 в 18:18

Юркий молодежный кроссовер Kia Stonic не только обзавелся новой 6-ступенчатой АК...

В Киеве «умный» переход «призывал» пешеходов спрятать смартфоны при переходе дороги

14.12.2018 в 18:09

В ноябре «Хюндай Мотор Украина» в рамках национальной информационной кампании H-...

Богдан 2251 успешно тестируется в Карпатах

14.12.2018 в 17:57

Учебно-спортивная база зимних видов спорта «Тисовец», которая входит в состав ча...

Renault Trucks представляет обновленные грузовики серии T 2019 года

14.12.2018 в 12:43

Renault Trucks представляет обновленную модель серии T 2019 года. Благодаря осна...

ЕС выделит 176 млн. евро Украине на информирование граждан в вопросах безопасности движения

14.12.2018 в 10:24

Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития выде...

Volvo XC90 будут обслуживать королевскую свадьбу в Швеции

16.06.2015 в 01:45

Volvo Cars рада сообщить о решении королевского двора Швеции использовать 35 новых Volvo XC90 в каче...

В России будут выпускать кроссовер Hyundai Creta

24.06.2015 в 01:44

Hyundai официально подтвердила появление на конвейере завода в Санкт-Петербурге новой модели. Ею ста...

«Хонда Украина» с 1 июля прекратила импорт автомобилей

03.07.2015 в 01:02

Как стало известно AUTO-Consulting, с 1 июля официальный дистрибьютор автомобилей Honda и Acura в Ук...

Mazda увеличит экономичность своих двигателей еще на 50%

16.06.2015 в 23:21

И без того довольно экономичные двигатели Mazda семейства SkyActive станут еще на 50% меньше потребл...

Honda готовит 7-местный внедорожник BR-V

30.06.2015 в 11:22

Honda опубликовала первые официальные дизайн-скетчи концептуального кроссовера под названием BR-V. П...

Nissan не планирует разработку следующего поколения купе 370X

16.06.2015 в 17:40

Nissan не планирует разработку прямого преемника спорткара 370Z из-за невысокой популярности и больш...

Toyota, Nissan и Mitsubishi отзывают с рынка более 3 млн авто из-за неисправной подушки безопасности

26.06.2015 в 07:15

Японские производители автомобильной техники, компании Toyota, Nissan и Mitsubishi отзывают с рынка ...

Volvo уже тестирует новое поколение XC60

01.07.2015 в 02:16

Шведский авторопроизводитель Volvo тестирует кроссовер XC60. Снимок транспортного средства, ехавшего...

В Киеве спишут 400 старых троллейбусов

18.06.2015 в 14:20

В июне 2015 года комиссия специалистов КП "Киевпастранс" проводит мониторинг подвижного состава и го...